Спортивного директора «Боруссии» Михаэля Цорка всегда нужно немного подталкивать, прежде чем он говорит о своей готовности дать интервью. 50-летний функционер и легенда клуба охотней работает на заднем плане над развитием «Боруссии» и предоставляет обычно другим право первого слова. Но сегодня дошла очередь и до него. Михаэль Цорк говорит в интервью о клубной стратегии будущего, о переговорах по поводу продления контрактов и об отставании от Баварии.
Недавно издание 11Freunde назвало Ханса-Иоахима Вацке как «Аки атака», а вам дали «кокетливую форму качества молчуна», которая будто бы сделала вас формирующей идентичность «Боруссии» главой. Правильное описание?
Я не так самонадеян, чтобы описывать себя как формирующую идентичность «Боруссии» главу. То, что я говорю в общественности слишком мало, чем слишком много, уже давно известно. Такую оценку я бы принял.
Вынуждены ли вы в этом сезоне внутренне так же чаще, чем обычно хвататься за ящик с надписью «атака»?
Нет, совсем нет. Мы в целом довольны нашим текущим сезоном. Но мы допускаем, конечно, что в Бундеслиге потеряли некоторые очки. Связывая это, прежде всего, с точки зрения результатов выдающимся сезоном Баварии, то вот так и получается такой большой отрыв мюнхенцев в Бундеслиге.
Можно ли быть довольным истинным положением?
Давайте вместе еще раз вспомним наши первоначальные цели на сезон. Мы хотели напрямую квалифицироваться на Лигу Чемпионов. В этом отношении мы как вторая команда лиги на хорошем пути. Затем мы хотели пройти групповой этап Лиги Чемпионов вопреки исключительно тяжелой жеребьевке с соперниками как «Реал» и «Манчестер Сити». Мы это сделали, хотя меньшее число людей считало нас на это способными. На международном уровне мы играем фантастический сезон с необычайно хорошей игрой. В Кубке Германии нам не повезло с жеребьевкой. Мы охотно шли бы в этом турнире дальше, но в Мюнхене этого было недостаточно. И если рассматривать трезво, отсюда мы никак не можем быть недовольными.
Но…
…20 очков отставания, конечно, не должно оставаться устойчивым состоянием. Мы хотим снова приблизиться.
Но контраст между выступлением в Лиге Чемпионов и скорее посредственной игрой в Бундеслиге значителен. У вас есть мысль, почему это было так заметно в этом сезоне?
На этот счет можно только гадать. Впрочем, нельзя забывать, что и в Бундеслиге мы провели так же немало хороших матчей. Но, вероятно, жеребьевка в Лиге Чемпионов сидела в подсознании. Игра против «Реала» занимает тебя не только в течение 90 минут, с этой темой имеешь дело несколько дней.
Стабильное выступление во всех турнирах является следующим шагом, который должна сделать «Борусси» в своем развитии?
Конечно. Это процесс адаптации, который мы должны пройти. Команда очень обучаема, это она доказала как раз в Лиге Чемпионов. Возможно, она должна и сейчас еще учиться тому, чтобы вопреки выступлениям в Лиге Чемпионов так же на 100% концентрироваться и в Бундеслиге на каждом сопернике. Это будет одним из вызовов следующих лет.
Что еще?
Для нас речь будет идти о том, чтобы стабилизировать очень высокий уровень достижений, который мы достигли в прошедшие годы. Возможно, мы не сможем перебить собственные результаты, но мы должны работать над тем, чтобы сохранять присутствие на верхних местах постоянно.
К тому же Ханс-Иоахим Вацке недавно заявил, что намерен усилить состав команды в ширине и в атаке.
Это предложение было результатом многих переговоров, которые мы провели. Спортивное руководство клуба сходится во мнении, что мы хотим добавить новую субстанцию и новый импульс в команду. Сейчас самое подходящее время для этого. Независимо от трансферов, которые мы делаем, возможно, на стороне продажи.
Баварцы извлекают в этом сезоне очень большую пользу от огромной конкуренции в составе. Должна ли и в «Боруссии» обостриться борьба за места в основном составе?
Вопрос внутренней конкуренции – это так же вопрос кошелька, этого тоже нельзя забывать. Сравнение с Баварией в принципе неправильно. Бавария делает каждый год оборот на 100-150 млн.евро больше, чем мы. Поэтому так велико различие между мюнхенским командным бюджетом и нашим, который является вторым самым крупным в Бундеслиге – заметьте только разницу! Тем более невероятны те результаты, которые показала наша команда за 2 последних сезона.
Тем временем талантов уже недостаточно в качестве конкурентов игрокам основного состава. Тогда для нового импульса нужно приобретать игроков, которые сразу бы создали давление конкуренции…
Мы не должны быть догматичными и при каждом трансфере смотреть, вписывается ли игрок точно в стиль «Боруссии» Дортмунд. Это будет оставаться нашей стратегией приобретать преимущественно молодых игроков, которых мы можем развивать дальше и которые еще не находятся в конце своего развития. Но иногда может быть и другой момент.
Другими словами…
…если мы признаем это имеющим смысл, то мы можем приобрести так же и уже сложившегося игрока. Почему мы должны сами себя регламентировать? Потому что это всегда должно представлять для «Боруссии» Дортмунд наилучшее в спортивном и в финансовом плане решение.
Не становится ли все более трудным подводить юных игроков к основной команде со спокойствием и терпением? Ведь притязания клуба сегодня совершенно иные, чем те, которые были 3-4 года назад…
Конечно это стало делать труднее. Но это больше обусловлено возросшим уровнем игры команды, чем притязаниями клуба. Мы подтвердили этот высокий уровень в течение более длительного времени. Если честно, в нашей ситуации принимается в расчет не каждый игрок. Но мы должны были и дальше все же быть мужественными и проявлять интерес к тому, чтобы приобретать юных игроков. Это должно оставаться частью нашей стратегии.
Де-факто места в основном составе «Боруссии» сейчас распределены. Как можно привлечь новых игроков? Не пугает ли автоматически эта ситуация с конкуренцией?
Да и нет. Как правило, топ-таланты рады, когда они имеют на высоком уровне конкурентов, с которыми они могут меряться силами на тренировках и таким образом сами расти дальше. Но, в конечном счете, это вопрос уверенности в себе.
Игра воображения: вы ведете переговоры с левым защитником, который провел в Бундеслиге только свой первый год. Но тот знает: на моей позиции играет Марсель Шмельцер, игрок сборной Германии и основной игрок «Боруссии». Такая ситуация может стать не только вызовом, но и тупиком…
То, что вы описали, у нас в принципе относится ко всем 11 позициям в основном составе. Но речь ведь идет о том, чтобы быть успешными во всех 3 турнирах. Поэтому мы нуждаемся в более широком составе – и это будет понято теми игроками, с которыми мы будем вести переговоры.
Что является более трудным вызовом – заманивать ценные таланты небольшим количеством денег или с явно большим количеством денег сохранять уровень игры?
Требования к желаемому игроку несколько изменились за прошедшие годы, это правильно. Но я бы никогда не сказал, это легче, а то труднее. Мы ведь по-прежнему ищем игроков, которые нам будут помогать дальше и в будущем. В течение прошедших лет мы непрерывно подтверждали, что умеем развивать таланты и в конечном счете извлекаем пользу от этих двух моментов.
Игрок, который как раз попадает под этот случай, - это Леонардо Биттенкурт…
Он как раз за последние недели сделал большой шаг вперед в развитии. Нельзя забывать, что он только год как вышел из юношеской команды. И мы не имеем право совершать ошибку сравнивать каждого игрока с Марио Гётце, который уже в свои 17 лет воплощал в себе наивысший уровень игры.
Роберт Левандовски является другим примером таланта, который прилично развился в «Боруссии» в течение 3 лет и сегодня относится к сильнейшим нападающим Европы. Будет ли его уход, неважно, состоится ли он летом или только в 2014 году, так же хорошо компенсирован, как в случаях с Нури Шахином и Синдзи Кагавой?
Роберт без преувеличения превратился в абсолютно мирового класса нападающего. Заменить его «1 к 1» совсем непросто. Он воплощает в себе качества такого игрока, которых в мире не бывает много. Но мы будем искать средства и пути сделать это. «Боруссия» Дортмунд будет забивать голы и после его ухода.
Его можно заменить благодаря новому нападающему или нагрузка в атаке распределится на несколько игроков?
На этот счет мы не будем высказываться. То, что мы думаем на этот счет, это совершенно ясно. Но это совершенно ничего не принесло бы нам, если бы мы стали комментировать все креативные и щедрые, почти ежедневные спекуляции в СМИ. Мне это только усложнило бы мою работу. Наш клубный долг – не давать комментариев на эту тему.
Вы сказали, Левандовски бегло говорит по-немецки и что он может сейчас охотно учить другой язык. Что вам говорит интуиция? Куда он уйдет?
Я этого не знаю – по крайней мере, что касается лета 2014 года, это целиком его решение. Мы в переговорах с ним и его агентами, но эти разговоры не для общественности.
Левандовски не выглядит так, как будто бы неясное будущее смутило его…
Мне тоже не кажется, что ежедневные спекуляции негативно влияют на его игру. Совсем напротив. Я полагаю, что как раз в течение прошедших недель он получил еще дополнительный толчок.
Какое нынешнее состояние дел по продлению контрактов с Себастьяном Келем и Романом Вайденфеллером?
Мы хотели бы продлить контракты с обоими игроками и в ближайшее время проведем переговоры.
Уход Фелипе Сантаны в конце сезона казался уже давно решенным делом. Может в этом вопросе что-то измениться благодаря большому количеству игровых минут, которые он получает во втором круге?
Мы – последние, кто говорят, что он должен искать себе новый клуб. Как раз в матче против Донецка можно было видеть, почему мы хотели непременно его удержать еще в прошлом году и почему мы именно поэтому сделали для него это особенное условие в контракте, по которому он может уйти в конце сезона 2012/13, если он будет недоволен количеством сыгранных встреч. Фелипе дает нам высокую меру в надежности. Если бы он остался, я ничего не имел бы против.