Самое позднее с финала Лиги Чемпионов 2013 года, а если быть еще точнее, с того момента, когда стало известно о переходе Марио Гётце в Баварию, дортмундская «Боруссия» добилась статуса такого клуба, который теперь и сам интересуется топ-игроками и будущими звездами европейского футбола. Потому что фантасмагорический переход Гётце в Мюнхен невольно заставляет дортмундский клуб искать ему замену, а это в свою очередь означает, то «Боруссия» вынуждена ориентироваться не на тех игроков, которые «родились лишь вчера». Но в истории вестфальского клуба есть пример, когда приход уже сложившейся топ-звезды не только не усиливал «Боруссию», но и даже ослаблял ее, в том числе и финансово, так как такой игрок не оправдал сделанные в него вложения. И этот пример нынешнее руководство дортмундского клуба должно держать в памяти при выборе топ-игроков на замену Гётце ли или даже Левандовски (если к этому придет). Покупка таких игроков – это всегда вопрос не только финансового, но и спортивного риска. Одним из таких примеров является Виктор Икпеба.
Виктор Икпеба пришел в 1999 году в «Боруссию» Дортмунд как звезда европейского и даже мирового футбола из французского клуба «Монако» (да, да, он играл там как топ-игрок еще до того, как это стало мейнстримом). Ему было на тот момент всего лишь 26 лет, самый расцвет для нападающего. Но достаточно быстро при переходе возникли сложные и спорные отношения с действующими игроками «Боруссии», тренером и с полицией. Кроме того, ему явно не хватало «светской», активной жизни в Монако. Когда же Икпеба летом 1999 года был представлен в клубе, то еще на тот момент с ним рядом сидел гордый президент Герд Нибаум. «Мы хотим теперь посмотреть, кто взял лучшего нападающего», похвалился тогда он своим приобретением.
От своего намека на Баварию он не смог воздержаться: ведь всего пару недель назад мюнхенцы успели перехватить перед носом дортмундцев их желанного игрока – Пауло Сержио. Нибаум был раздосадован тем фактом и поручил тогда еще молодому и неопытному с точки зрения работы в спортивном менеджменте Михаэлю Цорку найти поскорее замену: это должен быть нападающий с большим именем в футболе, тот, кто обеспечит повышенное внимание – таков был наказ.
И этим игроком стал Икпеба. Заполучить 26-летнего на тот момент нигерийца «Боруссия» пыталась еще годом ранее. Он, казалось, был в зените своей карьеры: в 1996 году он выиграл со своей сборной Нигерии золотые медали на Олимпийских играх, а в 1997 году стал вместе с «Монаком» чемпионом Франции.
У него за спиной были сильные годы в той команде, в которой были собраны на тот момент фактически все сильнейшие на тот момент сильнейшей же сборной Франции: Фабиан Бартез, Лилиан Тюрам, Юри Джоркаефф, Эммануэль Пети, Тьерри Анри, Давид Трезеге. А в 1993 году в «Монако» взял его уже сейчас тренер-гуру в европейском футболе Арсен Венгер.
12-15 млн.марок отступных
Но при своем желании как можно быстрее представить мировую звезду общественности дортмундцы проигнорировали некоторые тревожные сигналы: еще сезоном ранее Икпеба порой терял свое место в основном составе «Монако». Он даже вел публичные разногласия со своим тогдашним тренером Жаном Тигана, но так же и в сборной Нигерии имели место быть подобные моменты. Во время чемпионата мира 1998 года он сказал в интервью, что нигерийская федерация футбола управляется мафией и был отстранен от выступлений в сборной.
«Боруссии» Икпеба стоил от 12 до 15 млн.немецких марок – в таком промежутке варьируется та сумма отступных, которую отдал Дортмунд. Но уже на старте тренировок при подготовке к сезону он был в плохом физическом состоянии.
В начале он не мог найти настоящей связи с тренером Михаэлем Скиббе и заплатил уже спустя несколько месяцев штраф в 15 тысяч немецких марок, так как он публично его раскритиковал. Во время перерыва в матче Бундеслиги против «Арминии» он поругался со своим партнером и на тот момент старожилой клуба Андреасом Мёллером. После этого уже на следующей тренировке он даже дал волю своим рукам в перепалке с Сидом Капетановичем.
Ко всему этому добавилось обвинение в оскорблении должностного лица, когда он был остановлен гражданским патрулем при езде на спортивном автомобиле. Он обозвал полицейских «расистами». «Они обращались со мной как с хулиганом. Я не знаю, сделали бы они то же самое с белым», оправдывался впоследствии Икпеба. «Виктор сперва должен взять контроль над самим собой», сказал тогдашний его партнер по команде Кристиан Вёрнс, который, кстати, так же, как и Икпеба, пришел в «Боруссию» в 1999 году.
Дорогие тачки, модная мода и вечеринки
Никакому другому игроку в истории «Боруссии» не давалась так тяжело акклиматизация в Дортмунде, как Виктору Икпеба. Это так же частично имело причиной тот факт, что, выступая в «Монако», он привык к активной, светской жизни. Дорогие тачки, модная одежда и вечеринки определяли его жизнь. Поэтому переезд в промышленный, далеко несветский Рур должен был для него стать культурным шоком.
Но в самой низкой эмоциональной точке своего кризиса Икпеба оказался тогда, когда его жена Виктория умерла от рака груди в мае 2000 года. Ее болезнь, которую он месяцами держал втайне, приоткрыла, пожалуй, самое ключевое пояснение, почему Икпеба в свой второй год пребывания в Дортмунде играл еще хуже, чем в первом. «Он был тогда целиком подавлен, временами даже не разговаривал», вспоминает тогдашний менеджер Михаэль Майер.
В начале сезона 2000/01 Икпеба, видимо, осознав, с чем и как он остается в этой жизни, попытался все же сделать спортивный «камбэк» в «Боруссии». Теперь его настрой соответствовал настрою команды, но футбол уже изменился. Игра при новом главном тренере Маттиасе Заммере стала больше ориентироваться на двигательную активность, интенсивность движения игроков – и нигериец был в атлетическом плане перегружен таким стилем игры.
В январе 2001 года бесславная глава была окончательно закончена: Икпеба – за 1,5 года в «Боруссии» он провел лишь 30 матчей и забил 3 гола – был отдан в аренду «Бетису» из Севильи. В 2002 году он перебрался в Ливию, играл за Аль-Иттихад, за клуб сына тогдашнего диктатора Муаммара аль Каддафи. В 2005 году он закончил свою карьеру.
0 коммент. :
Отправить комментарий