После своего кризиса Нури Шахин рад снова быть в Дортмунде. И свой клуб, вопреки уходу Марио Гётце, он считает еще более сильным, чем в прошлом сезоне. И именно поэтому он верит в большой куш. Спустя полгода после своего возвращения в Дортмунд 24-летний игрок снова в форме, которая сделала его в свое время одним из самых вожделенных игроков в Европе и лучшим футболистом Бундеслиги 2011 года. Но свое счастье он нашел не в «Реале», а только тогда, когда снова вернулся «домой». И сейчас он считает способной «Боруссию» в Бундеслиге и Лиге Чемпионов на нечто особенное.
Что составляет для Вас особенную привлекательность в Лиге Чемпионов?
Для меня это в целом большой турнир. Я как-то сказал: я не прекращу играть в футбол, пока не выиграю Лигу Чемпионов. Этот турнир наложил на меня большой отпечаток, для меня он был особенной мотивацией на пути, чтобы стать профессионалом. В конце концов, это мечта каждого футболиста и особенный вызов: все-таки все 90 минут нужно быть на высоте в физическом и духовном плане. Просто это самый высокий уровень игры.
Это так же относится, пожалуй, и к новому сезону. «Боруссия» сыграет на групповом этапе с «Арсеналом», «Олимпиком» и «Наполи». Желали бы Вы себе более легкой группы?
Я считаю, что это очень необычная группа, в которой нет явного фаворита. В спортивном плане это привлекательная задача с прекрасной атмосферой на каждом стадионе, на котором мы будем играть.
Являются ли ожидания от «Боруссии» очень высокими после выхода в финал прошлой Лиги Чемпионов?
В первом сезоне Лиги Чемпионов, в котором играла наша команда, мы были не так успешны. Так же и потому, что не хватало нужного опыта. Во второй сезон мы были потом очень успешны. Так что это совершенно нормально, что другие команды теперь воспринимают нас совершенно по-другому. Все-таки мы заслуженно были в финале. Поэтому и мы сами ставим перед собой более высокие ожидания. Тот, кто достиг того, чего достигли мы, снова хочет достичь этого еще раз. Но в лучшем случае с другим результатом в финале.
В противоположность к этому насколько большим было давление у «Реала»?
Намного больше. После того, как я 2 года назад подписал контракт с «Реалом», президент Флорентино Перес провел меня по залу с трофеями. И там стояло 9 Кубок Лиги Чемпионов. И ты сразу же понимаешь: тут не хватает 10 Кубка. И его ты должен взять. Это просто долг! Для «Реала» важно выиграть «Дециму» (с испанского «десять»), иными словами, 10 титул в истории клуба. Там это требуют.
Вы уже играли в голландском чемпионате, в Примере и в АПЛ. Бундеслига является в настоящее время ведущей лигой в Европе?
Бундеслига на хорошем пути, чтобы стать ею. Испанская лига с учетом успехов «Реала» и Барселоны очень уважаема во всем мире. Но в Испании просто не хватает сбалансированности команд, которая отличает Бундеслигу. Английская лига хотя и все еще является ведущей в мире по популярности у зрителей, но Бундеслига здесь наверстывает отставание. Она не должна прятаться ни перед какой лигой мира.
Вы все еще жалеете о времени, проведенном в «Реале»?
Нет, совсем нет. Я всегда пытаюсь быть честным с самим собой. Когда я вечерами лежу, то я говорю себе, что решение уйти в «Реал» и его покинуть было правильным. Это была мечта детства играть за «Реал». Я уверен, все пошло бы иначе, если бы я сразу не получил ту глупую травму на первой же тренировке. Я – тот игрок, который сильно живет подготовкой к сезону. И это снова можно видеть сейчас: этим летом я впервые за 3 года провел полноценную подготовку к сезону. И я это сейчас ощущаю. Поэтому я не могу быть недовольным тем, как в итоге сложились обстоятельства: я был в «Реале», собрал там важный опыт, а сейчас я снова в топ-команде. Кроме того, я снова дома.
Но когда Вы зимой вернулись в Дортмунд, Вы сперва были только в запасе. Как Вы обходились с этой ситуацией?
Юрген Клопп мне сказал в начале «Привнеси свои качества, тогда ты тоже будешь для нас усилением». Но игра команды так же крайне хорошо шла и без меня. Поэтому для тренера не было никакой причины в том, чтобы что-то менять. Это было мне ясно с самого начала. Если взять в целом, то мое возвращение заняло полгода: так у меня было время для того, чтобы снова набрать форму и снова привыкнуть к игре команды. И это пошло мне на пользу. Нам было ясно, если я летом проведу полноценную подготовку к сезону, то я тогда в футбольном и физическом плане на совершенно другом уровне. Я думаю, это можно уже видеть.
Насколько в этом смог помочь Юрген Клопп?
У Клоппа есть талант, который имеют немногие люди. Многие спрашивают меня: что отличает Клоппа? Почему он так успешен? Почему его команда так успешна? Особенно в Турции, когда я бываю в сборной, меня часто спрашивают: «как вы умеете так много бегать? Как Вы это делаете?». Причина в том, что Клопп заботится об очень человеческом обращении с игроками. Так же были и более трудные времена, во время которых тренер был в разговоре с игроками явно более строгим и говорил все прямо. Но я всегда чувствовал, что он все это подразумевает в хорошем смысле и что он не тот, кто ругает кого-то, кому и без этого плохо. Он пытается взять самое лучшее из каждого отдельного игрока. Это так же видно по тому, как он обращается с новичками. Генрих Мхитарян, к примеру, был взят за 27,5 млн.евро. И когда другой европейский топ-клуб приобретает игрока за такую же сумму, то он требует, чтобы игрок сразу же заиграл в команде. Клопп, напротив, дает ему время для адаптации и развития. Он много говорит с ним. И это просто идет на пользу игроку. Я думаю, у каждого игрока в нашей команде есть чувство, что он нужен. И это очень важно.
Вопреки этому Юрген Клопп скоро вынужден будет принимать тяжелое решение, выпускать ли Вас или Илкая Гюндогана в опорной полузащите. Для тренера это является проблемой роскоши – а для двух игроков эта ситуация, возможно, и нечто личное?
Хотя я могу говорить только о себе, но я полагаю, что Илкай думает так же: для нас это вообще не является проблемой. В минувшем сезоне мы даже играли вместе и это действительно хорошо функционировало. Нам действительно нужен каждый отдельный игрок: в последнем матче играл Себастьян Кель, а Свен Бендер сидел на скамейке запасных. Так же и Невен Суботич уже был в запасе в этом сезоне, а Сократис играл вместо него. Это признак качества, что мы можем заменять каждого игрока в отдельности. В прошлом это было совсем не так, когда страдала вся команда, если травмировался важный игрок. Но сейчас у нас есть команда, которая может компенсировать потери без потери качества игры.
Вопреки уходу Марио Гётце, «Боруссия» в этом сезоне укомплектована сильнее, чем в прошлом сезоне?
Без сомнения, уход Марио Гётце – большая потеря. Но мы вместо него приобрели много хороших игроков. Из этого мы извлекаем пользу. Так, к примеру, мы смогли заменить Мхитаряна, который серьезно травмировался во время подготовки, без потери очков. Во время нашей победы 2:1 над «Брауншвейгом» Марко Ройс и Йонас Хофманн сперва были в запасе, а потом они вышли на замену и решили игру. Если бы мы не были так широко укомплектованы, то мы сыграли бы 0:0. Это маленькие детали, которые говорят о нашей силе. Поэтому я считаю, мы стали качественно сильнее, чем в прошлом сезоне.
Относится ли «Боруссия» по этой причине к фаворитам на выигрыш Бундеслиги?
Я уверен, что многие видят нас одним из фаворитов. Но мы сами не должны считать себя фаворитами, пока мы не будем успешны в течение более длительного времени. Конечно, после последнего успешного сезона мы чувствуем все больше желания выиграть титул.
Топ-фаворитом является действующий чемпион. Но возможно ли еще раз показать или даже улучшить то качество игры, которую показала Бавария в прошлом сезоне?
Бавария в последнем сезоне выиграла 3 титула, потому что все игроки очень хорошо отрабатывали в защите. Я снимаю перед Юппом Хайнкессом шляпу, потому что ему удалось сделать то, чтобы такие игроки, как Франк Рибери и Арьен Роббен, так же участвовали в отработке в защите. Поэтому меня радует, что Рибери был выбран «Лучшим футболистом Европы». Он просто это заслужил. Он вообще провел свой лучший сезон, хотя он и в предыдущие годы играл в Баварии на крайне высоком уровне. Теперь в лице Пепа Гвардиолы у них есть новый тренер, который привнес новые идеи. Я думаю, это возможно, что баварцы могут стать еще лучше.
Не угрожают ли Бундеслиге из-за доминирования Баварии и «Боруссии» происпанские отношения?
В последнем сезоне такая картина была один раз. Бавария имела большое преимущество по отношению к нам, а мы снова имели его по отношению к другим командам лиги. К тому же Бавария и мы вышли в финал Лиги Чемпионов. Но на долгую перспективу не будет никакого соотношения сил команд, как в чемпионате Испании. К тому же отдельные клубы в сравнении с испанскими слишком благоразумны в своей политике. Кроме того, у многих других клубов здесь еще есть большие амбиции: «Вольфсбург» в лице Луиса Густаво приобрел у Баварии игрока сборной Бразилии, у Шальке по умолчанию стоит цель каждый сезон быть в числе 3-4 лучших команд. Леверекузенцы в этом рассмотрении почти всегда выглядят хуже, хотя они уже давно играют в хороший футбол.
На что Вы считаете способной «Боруссию»?
Мы хотим атаковать, если появится для этого возможность, и мы определенно не сказали бы «нет». Мы просто должны претворить в жизнь то, что мы намеревались сделать перед началом сезона, а именно так же по-настоящему хорошо работать в защите. Но нашей целью остается прямая квалификация на Лигу Чемпионов. В очных встречах с Баварией мы вполне можем мериться силами, это мы уже доказали. Но мы не можем сказать, что мы являемся фаворитами на чемпионство. Для этого Бавария слишком сильна.
Ваш бывший тренер Берт ван Марвийк однажды 7 лет назад сказал, что Вы уже будучи юным игроком пережили так много, как порой и никакой другой игрок за всю свою карьеру. И при этом Ваша карьера после этого сразу взяла свое настоящее движение. Как Вы изменились за это время?
Я тем временем удачно женился, господь Бог подарил нам прекрасного сына. Благодаря этому, а так же другим событиям в последние годы, я стал более зрелым. Теперь я могу еще лучше наслаждаться прекрасными событиями. Раньше я был слишком сдержан, оказывал на себя самого слишком много давления. К примеру, перед матчами я часто себе говорил: «Я сегодня не имею право играть неточным пасом». Это было достаточно по-детски. Потому что игра, которая была бы без единой неточной передачи, была бы, возможно, игрой, в которой я делал бы только поперечные передачи. И если бы это было так, то это была бы не моя игра.
С тем знанием, какое у Вас есть сегодня, приняли бы Вы в прошлом другие решения? Вы иногда не задумываетесь, не было бы лучше, если бы Вы решили играть за немецкую сборную вместо турецкой?
Когда я 10 лет назад сделал выбор в пользу Турции, я был под впечатлением от результатов чемпионата мира 2002 года, когда Турция провела прекрасный турнир и стала третьей. Я и сейчас могу вспомнить, что я тогда пробежал от школы до дома 6 км, чтобы посмотреть полуфинал против Бразилии по телевизору. И я понял, как велико восхищение людей в Турции. Это наложило на меня отпечаток. Тогда я сказал себе: я хочу когда-нибудь играть со сборной Турции на чемпионате мира. Мне уже тогда было ясно, что для моей карьеры, возможно, было бы лучше, если бы я сделал выбор в пользу Германии. Но для меня речь шла о том, чтобы исполнить мечту, это было велением сердца. Точно так же, как это было с переходом в «Реал». Я все сделал бы еще раз точно так же.
Комментариев нет:
Отправить комментарий