Страницы

12 ноября 2014 г.

Дортмунд и футбол глазами берлинского фаната «Боруссии»

Следующая вечерняя статья во многом попадает в точку в отношении тех фанатов «Боруссии», кто живет не в Дортмунде (и даже не в Германии) и не имеет возможности смотреть матчи клуба вживую на стадионе. Нижеизложенный рассказ берлинского фаната «Боруссии» и его любви к клубу, а так же о том, как и почему он к ней пришел, будет близок болельщикам Дортмунда в России и не только.

Почему становятся фанатом футбольной команды, в городе которой никогда не жили? Наш автор поясняет, как началась его любовь к «Боруссии» Дортмунд и какие счеты у него открыты с Марио Гётце.

Мне 8 лет и я сижу перед телевизором, моя голова с прической «под горшок» покрасневшая. В руке я держу вымпел «Боруссии», на груди я ношу эмблему клуба. На телеэкране в сотнях километрах от меня флаги, черно-желтые цвета и напевы. Но, прежде всего, я там вижу тысячи людей друг над другом, позади друг друга, рядом. Они качаются, а потом топают ногами. Они вздрагивают, а потом они плавно двигаются.

Это 1995 год и я смотрю на Южную трибуну Вестфаленштадиона. Тысячи людей стоят на высоком как высотный дом уклоне, малая часть большого целого «Боруссии» Дортмунд. Это впечатляет не только приезжающих в Дортмунд клубы, но и 8-летнего мальчика в далеком Берлине.

За какой футбольной командой начинают следить, это зависит от различных условий – но меньше всего любовь фанатская следует рационализму. Чаще это связано с региональной близостью, обычно похожую на семейную связь. И нередко неосознанно так же играет важную роль успех клуба. Первый год в качестве фаната футбола может быть определяющим на всю оставшуюся жизнь.

Никаких настоящих альтернатив

Моим первым осознанно пережитым сезоном Бундеслиги был сезон 1994/95. Мой воспитатель в группе продленного дня в этом решающем для меня году был фанатом «Боруссии», моими альтернативами были «Штутгарт» (отец) и «Герта» (родина). Так что у меня вовсе не было настоящих альтернатив, многие футбольные фанаты поймут это. В конце сезона 1994/95 был первый чемпионский титул спустя более чем 30 лет – для «Боруссии» Дортмунд. Так что фактор успех я у себя не исключаю.

И все же: эта Южная трибуна! И в какой особенный конгломерат из фанатов и команды, города и региона незаметно упало мое сердце, это я замечу лишь позже.

И при этом Дортмунд вовсе не тот город, который покоряет чужаков своей красотой. Мне это пришлось констатировать, когда я в 17 лет впервые был там. Самый тяжелый обычный авианалет во время второй мировой войны почти полностью уничтожил исторический центр города. На многих углах в картине города доминируют послевоенные строения. И Дортмунд вовсе непростой город. Более полмиллиона человек живет здесь, уровень безработицы составляет около 13% - один из самых высоких в Северной Рейн-Вестфалии. Перемена структуры в Руре с исчезающими областями профессий и затруднительные трудовые отношения вселяют неуверенность в регионе и у людей.

Во многих отношениях слишком большое значение может приписываться футболу. Но когда я в 17 лет отпраздновал свой первый визит в Дортмунд, я увидел, что может футбол сделать с городом и город – с футболом. Я прогуливался неторопливо по Фриденсплац, пил пиво Brinkhoffs в пивной Schilling. И неважно, с кем я разговаривал, Смолярек и Коллер определяли содержание беседы. Это был 2003 год и это был субботний домашний матч.

Здесь голуби метят черно-желтым

Позже я некоторое время жил в Мюнхене. И то, что там располагается один из самых великих клубов мира – это как раз едва ли можно заметить, когда идешь через город. О Берлине и вовсе стоит молчать. Но Дортмунд пронизан клубными цветами, здесь голуби метят черно-желтым.

Насколько тесно переплетены друг с другом город и клуб, видно с момента возникновения клуба в 1909 году. В нескольких километрах от стадиона находится Борзигплац, достаточно обычная двухпутная кольцевая развязка. Здесь была основана «Боруссия», произошедшая из общины святой Троицы. Молодые польские рабочие ходили вместе не только в церковь, но и вместе играли в футбол. И когда им было это запрещено, в знак протеста они основали «Боруссию», независимый от церкви клуб. Это были мужчины, которые в шахтах надрывали себе легкие или спины в качестве рабочих сталелитейных заводов – Рур в чистом виде.

Сегодня Борзигплац является место больших триумфальных шествий, как того в 2012 году, после выигрыша чемпионства и Кубка, когда именно здесь у тренера Юргена Клоппа выступали слезы на глазах во время автокортежа.

Но все же не только эмоции создают появление поклонников. В Дортмунде фанатская любовь разжигается прям-таки в размахе генерального штаба. Студенты первого семестра технического универститета Дортмунда собираются в начале своих занятий не в залах для чтения лекций. Они приветствуются ректором ВУЗа на стадионе, с обязательным фанатским шарфом. И когда новые студенты смешиваются потом со всеми, кто уже всегда были здесь, некоторые спрашивают: пойдем в студенческий трактир или в пивную? И в большинстве местные заведения имеют в себе сразу и то, и другое.

Я сам никогда не был в Руре дольше, чем на выходные. Этого недостаточно, чтобы описать менталитет людей там. Один друг из Дуйсбурга мне как-то сказал, что в Руре люди «прям-таки честны». Возможно, это близко к дортмундцам, по крайней мере, это то, что мы, фанаты, ждем от ребят на поле и за его пределами.

Злоба на, возможно, лучшего футболиста в черно-желтом

Когда стало известно, что Марио Гётце переходит в Баварию Мюнхен, то и мои эмоции совершили путешествие: от первого шока в короткий траур и в конечном счете в длительную злобу. Злобу, так как один из собственной молодежи следует за деньгами вместо того, чтобы быть благодарным клубу, который его воспитал. То, что в футбольном бизнесе порой следуют этой логике, это не прошло и мимо Дортмунда. Но все же нам, фанатам, не хватило откровенной благодарности, обстоятельного обоснования перехода возможно лучшего футболиста, который когда-либо выходил в черно-желтом. «Прям-таки честно» это не ощущалось многими.

Время от времени я ловлю себя на оправдании, почему я так редко бываю в Дортмунде и на Вестфаленштадионе видел лишь небольшое количество матчей. Собственно, лишние мысли. Так как мы, фанаты, которые находимся вдали, создаем немного Дортмунда внутри себя, будучи на чужбине. И мы тоже надеваем по субботам нашу футболку и рано открываем первое пиво. Но только потом идешь не на стадион, а в пивную за углом. В Берлине наша жареная сосиска зовется в большинстве случаев шавермой, а стадионные напевы мы разучиваем тайком с помощью Youtube.

«Откуда падает любовь», часто говорит моя мама в другой взаимосвязи. Но это так же в корне касается выбора твоего клуба. Ты бурчишь, когда они проигрывают, ты паришь на небе от счастья, когда все идет гладко. Ты не можешь это изменить и убежать прочь от этого: откуда падает любовь.

Смотрят и тогда, когда это причиняет боль

Уже 4 года мы, дортмундцы, переживаем длительное успешное развитие (нынешнее положение в таблице можно разок позабыть). Так что бытие фаната дается легко. Но перед Клоппом имели место быть другие времена: Невио Скала и Бернд Краусс тогда звались тренеры, а позже Юрген Рёбер и Томас Долль. «Боруссию» смотрят и тогда, когда это причиняет боль. На протяжении 16 лет Дортмунд возглавляет статистику на уровне всей Германии: в среднем на стадион приходят больше чем 80 тысяч человек, больше, чем живет в Гиссене. Я иду в свою пивную за углом, в которой потом показывается матч Дортмунда против «Аугсбурга», когда одновременно Бавария встречается с «Гертой».

Мне повезло. Был бы тогда мой воспитатель фанатом «Вердера», кто знает, что было бы. Стала бы Бавария чемпионом, этого не выдумать. Но уже 20 лет я дарю мою преданность одной команде, чей слоган бренда звучит, возможно, патетично, а для некоторых, возможно, абсурдно эмоционально. Но этот слоган описывает как раз то, что объединяет город и клуб. Поезжайте туда, если вы не верите: настоящая любовь.
Источник

3 комментария:

  1. Спасибо за статью,интересно.Не так давно спорили с подругой о том,можно ли взаправду болеть за команду из другой страны.Когда при мне человек из России,например,клянется в любви к Реал Мадриду или Арсеналу,мне это всегда кажется немножко неискренним.Да,смотришь матчи и покупаешь мерч,но это еще не показатель преданности.Выехал на игру-красавец,а поедешь ли, если твой любимый условный Бекхем или Месси вдруг продадутся в другую команду,или продашься вместе с ними? Себе постоянно такие вопросы задаю. Несколько недель назад удалось заехать в Дортмунд на несколько часов и попасть на экскурсию по Вестфалленштадиону с заходом на Sudtribuene.Южная стала для меня "точкой невозврата": стоя там,где еще вчера волнами ходила "желтая стена",ощущаешь такую причастность ко всему этому,что даже слезы на глазах выступают. В тот момент было абсолютно не важно, немец ты или русский, это просто ощущение чего-то стопроцентно своего, ощущение нахождения на своем месте. Дома я была не нескольких матчах нашего местного клуба,пытаясь проникнуться атмосферой и как-то убедить себя,что вот оно,мое,нуждающееся в моей поддержке,но все попытки шли прахом. Каким образом Боруссия заняла в моей душе свое место-до сих пор не понимаю,но совершенно точно уверена,что если ты на домашнем стадионе ощущаешь себя на своем месте,если уходишь в игру с головой,наблюдая за командой, то это твое, и сомнений быть не может.
    Касательно Дортмунда,пронизанность города черно-желтым - абсолютная правда.Отчасти потому,что футбол для горожан - единственная отдушина. Соседний Гельзенкирхен тоже живет футболом, а как иначе...

    ОтветитьУдалить
  2. Знаете, эта статья и этот случай с берлинским фанатом "типично" мой, с той лишь разницей, что в Дортмунде так и ни разу не побывал. Мой стаж боления даже почти, как у него - 18-й год идет. Так вот, что хотелось сказать. Когда рассказываю о том, как и с чего началось мое боление за "Боруссию", многие ошибочно (и стереотипно) говорят, что вот, мол, глор. Как в этой статье, якобы, фактор успеха команды сыграл свою роль. Вот у меня было несколько иначе. В моем случае сыграл как раз свою роль "случай". Потому что так получилось, что именно тот самый финал Лиги Чемпионов 1997 году я случайно включил по телевизору. И поэтому судить о том, насколько в моем болении сыграл фактор успеха, даже не стоит. Мне понравилась игра команды, этот супергол Риккена (он ведь мог и не быть победным, НО его я никогда не забыл бы и не забываю - он заставил меня болеть за клуб) и понравились цвета команды.

    ОтветитьУдалить
  3. я начала посматривать матчи бундеслиги году в 2009, а с Боруссией завертелось чуть позже,и как раз совпало с ее подъемом,благодаря чему меня тоже причислили к глорам (а я ведь и слова этого не знала тогда).не могу похвастаться тем,что много пережила с командой,потому что фанатский возраст у меня еще "дошкольный",но вот вышеупомянутое мной ощущение причастности к месту,к игре,к жизни клуба - оно дорогого стоит.Гид на стадионе был сильно удивлен тем,что я выбрала Боруссию не за ее цвета. И руку пожал, когда я объяснила, почему болею за черно-желтых и что меня сподвигло приехать в Дортмунд из России))) Вам желаю побывать на Вестфаллене, это непередаваемо круто:)

    ОтветитьУдалить